Справка_Об_итогах_проведения_трех_этапов_диагностических_работ_по

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛИНИНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.К. ЧУПИЛКО»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «КАЛИНИНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.К. ЧУПИЛКО»)
С П РА В К А
«15»12.2023г
Об итогах проведения трех этапов диагностических
работ в МБОУ «Калининская школа имени
М.К.Чупилко» в 2023/2024 учебном году
В рамках реализации плана мероприятий по функциональной грамотности, согласно
приказа управления образования Администрации Красногвардейского района Республики Крым
от 20.10.2023 № 480 прошло три этапа диагностических работ по функциональной грамотности
среди учащихся 8 классов (30 человек) и 9 классов (21 человек, потом 2 человека не писали: 1
выбыл, 1 находился на длительном лечении) на образовательной платформе https://resh.edu.ru/ .
Диагностика проводилась с целью выявления уровня функциональной грамотности
обучающихся на основе методологии и инструментария международного исследования качества
подготовки обучающихся PISA; ознакомления педагогов и обучающихся с новым форматом и
содержанием заданий.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла,
полученного обучающимися, за выполнение всех заданий каждого блока, определялся уровень
сформированности
читательской,
математической,
естественнонаучной
грамотности:
недостаточный, низкий, средний, повышенный и высокий.
Учащиеся 8-9 классов показали следующие результаты :
8 класс
9 класс
Читательская грамотность
Уровень
Класс
Уровень
Класс
Недостаточный
Низкий
Средний
Повышенный
Высокий
Математическая
грамотность

Естественнонаучная
грамотность

Уровень
Недостаточный
Низкий
Средний
Повышенный
Высокий
Уровень

37
40
13
10
0
Класс
7
53
40
0
0
Класс

Недостаточный
Низкий
Средний
Повышенный
Высокий
Уровень
Недостаточный
Низкий
Средний
Повышенный
Высокий
Уровень

11
26
21
42
0
Класс
19
5
29
38
5
Класс

Недостаточный
3
Недостаточный
14
Низкий
30
Низкий
10
Средний
53
Средний
33
Повышенный
13
Повышенный
24
Высокий
0
Высокий
19
Согласно графику контроля качества образования в рамках реализации плана работы по
организации изучения читательской грамотности в школе был проведен мониторинг уровня
сформированности читательской грамотности учащихся.
Цель диагностической работы: оценить уровень сформированности читательской грамотности
как составляющей функциональной грамотности 8-9 класса.
Согласно графику контроля качества образования в рамках реализации плана работы по

организации изучения читательской грамотности в школе был проведен мониторинг уровня
сформированности читательской грамотности учащихся.
Подходы к разработке диагностической работы.
Согласно определению известного психолога А. А. Леонтьева, функциональная грамотность
предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения
и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки читательской
грамотности выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme
for International Students Assessment), результаты которого используются многими странами мира
для модернизации содержания и процесса обучения.
В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности читательская
грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA: как «способность человека понимать,
использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» 1.
Основа организации оценки читательской грамотности включает три структурных компонента:
−
содержательная область;
−
мыслительная деятельность (компетентностная область);
−
контекст, в котором представлена проблема.
Особое внимание в диагностике читательской грамотности уделяется множественным
текстам – текстам, которые взяты из разных источников, имеют разных авторов, опубликованы в
разное время, но которые относятся к одной проблематике. При этом одиночные тексты также
представлены в диагностических вариантах.
Количество учащихся, участвующих в диагностике: 30 человек 8х классов и 19 человек 9х
классов, среди которых 6 человек с ЗПР.
Ученики показали в основном недостаточный и низкий уровень сформированности читательской
грамотности.
Вывод: обучающихся могут находить и извлекать одну единицу информации, делать
выводы на основе сравнения данных и интеграции информации из разных частей текста или
разных текстов, понимать назначение структурной единицы текста, использованного автором
приёма, оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных
автором приемов и др.. Некоторые задания вызвали затруднения:
Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов.
Определять наличие/отсутствие информации.
Находить и извлекать одну единицу информации.
Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения,
отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.).
Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов.
Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых
знаний.
Результаты проведенной оценки качества позволили зафиксировать в целом невысокий
уровень сформированности читательской грамотности. По всей выборке результаты освоения
разных групп читательских умений достаточно близки, что дает основание говорить о том, что в
образовательном процессе им уделяется достаточное внимание, нет доминирования заданий,
нацеленных на извлечение и воспроизведение информации из текста. В практике предметного
обучения достаточно сбалансированно выстраивается работа не только с художественными, но и с
информационными текстами.
Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на тот факт, что по трем группам читательских умений
из четырех средний процент освоения составляет ниже 50%. Многие школьники с трудом
ориентируются в тексте, если его объем превышает 1 страницу, подменяют ответ цитированием,
при поиске не находят границ запрашиваемой информации, затрудняются в установлении
логических связей: причина – следствие, тезис – доказательство, аргумент – контраргумент;
испытывают проблемы с применением информации из текста в практических ситуациях.

Рекомендации:
1)
Продолжить работу с учителями по изучению методологии и опыта сравнительных
исследований; подготовить список источников, необходимых для использования в работе, по
оценке и формированию читательской грамотности.
2)
В сфере повышения квалификации учителей необходимо усилить работу по:
совершенствованию содержания программ в плане освоения педагогами компетенций в области
оценки и формирования читательской грамотности; обновлению форм и методов работы со
слушателями, направленных не на буквальный перенос типов заданий для оценки на тексты,
предназначенные для другой ситуации, а на практическое освоение приемов, обеспечивающих
овладение школьниками различных групп читательских умений; обучению школьных команд
учителей разных предметов современным подходам к формированию читательской грамотности
обучающихся.
3)
В работе с предметными методическими объединениями выстроить комплекс мастерклассов по следующим направлениям: по использованию на уроках разных типов текстов:
сплошных, несплошных (графики, диаграммы, таблицы) и смешанных текстов, содержащих
вербальную и графическую информацию, в том числе текстов «широкого круга» (рекламы, чатов,
форумов, социальных сетей) с целью оценки качества и достоверности информации, обнаружения
противоречий, скрытых коммерческих целей и т.п.; по разработке продуктивных заданий (по
построению на основании текста диаграмм, таблиц, схем; по грамотному чтению рисунков,
микрофотографий и др.; по применению информации из текста в новой ситуации); по организации
образовательного процесса с включением форм индивидуальной и групповой работы,
использованию технологии «перевёрнутого» класса и т.п., чтобы ученики могли фиксировать
разницу в понимании тех или иных текстов и обсуждать разночтения, разные точки зрения,
выдвигать гипотезы, аргументировать утверждения и т.п.; по формирующему оцениванию
(уменьшение доли проверочных заданий в тестовой форме) для обучения школьников построению
развёрнутых устных и письменных ответов.
4) Регулярно проводить диагностические работы в части читательской грамотности с оценкой ее
динамики.
5) Учителям-предметникам:
- усилить методическую работу по формированию навыка смыслового чтения и работы с текстом
обучающихся; особое внимание в процессе обучения уделять формированию умений, связанных с
информационной обработкой текста, а именно: извлечение информации из текста; интерпретация
текстов различных источников информации; перенос информации из одной формы в другую;
рефлексия и оценка прочитанной информации,
- продолжить работу с обучающимися по расширению их словарного запаса, работать над
заданиями творческого характера,
- на уроках работать над пониманием каждого слова текста (лексическая работа), использовать
компетентностно-ориентированные задания, способствующие развитию умений анализировать
содержание текста, увязывать информацию с реальными жизненными ситуациями;
аргументировать свою точку зрения
Согласно графику контроля качества образования в рамках реализации плана работы по
организации изучения математической грамотности в школе был проведен мониторинг уровня
сформированности математической грамотности учащихся.
Диагностическая работа Математическая грамотность. Вариант 2. Задания: «Инфузия»,
«Многоярусный торт»
Цель диагностической работы: оценить уровень сформированности
математической
грамотности как составляющей функциональной грамотности.
Согласно графику контроля качества образования в рамках реализации плана работы по
организации изучения математической грамотности в школе был проведен мониторинг уровня
сформированности математической грамотности учащихся 8-9 классов.
Количество учащихся, участвующих в диагностике: 30 человек 8х классов и 21 человек 9х
классов, среди которых 6 человек с ЗПР.
Вывод: результаты показали, что с выполнением заданий учащиеся частично справились.
Трудности были в выполнении заданий, требующих применения математических процедур,
обоснования своего мнения, рассуждения; в осмыслении прочитанного, в отсутствии умения
выделять главный вопрос в задаче и в записи ответа на задание. Самые низкие результаты связаны

с отсутствием умения интерпретировать математическую проблему. Вызвали затруднения задания
следующего характера: вычислять по формуле, переводить из одной единицы измерения в другую
(из литров в миллилитры, из часов в минуты), округлять числа, вычислять по формуле,
распознавать прямую и обратную пропорциональности; сравнивать числа, вычислять процент от
числа в реальной ситуации, использовать формулу площади круга для решения задач,
использовать прямо пропорциональную зависимость величин, проводить округление до заданного
разряда, использовать формулу длины окружности для решения задач, проводить округление по
смыслу, использовать представления об измерениях прямоугольного параллелепипеда для
решения задач
Некоторые школьники использовали бездоказательные рассуждения вместо того, чтобы
производить необходимые вычисления и указывать конкретный ответ.
Основные дефициты в математической грамотности обучающихся: неумение извлечь
информацию из разных форматов (например, из текста, таблицы, рисунка), действовать по
приведенному алгоритму, округлять результат вычислений, учитывая особенности ситуации,
неумение различать ситуации, в которых речь идет о линейных величинах, и ситуации, где важна
площадь; недостаточная вычислительная подготовка, неумение решать даже простые задачи «на
проценты», недостаточное развитие геометрических представлений – и на плоскости, и в
пространстве, недостаточность представлений об измерении величин (несформированность
представлений о средних).
Рекомендации
1)
Продолжить работу с учителями по изучению методологии и опыта международных
сравнительных исследований; подготовить аннотированный список источников, необходимых для
использования в работе, по оценке и формированию математической грамотности.
2)
В сфере повышения квалификации учителей необходимо усилить работу по:
совершенствованию профессиональных компетенций учителей математики в области применения
в образовательном процессе контекстных задач, а также заданий, построенных на реальных
жизненных сюжетах для формирования умений, связанных с применением знаний в различных
контекстах и ситуациях; совершенствованию профессиональных компетенций учителей
математики для реализации индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся, по
выстраиванию работы по использованию более сложных заданий со школьниками, имеющими
высокие потенциальные возможности в плане формирования математической грамотности.
3)
Рекомендовать учителям широко использовать практико-ориентированные сюжеты и
задачи в урочной деятельности, используя возможности внеурочной деятельности; применять в
обучении математики различные формы организации учебной деятельности (устную работу на
уроке, выполнение контекстных заданий в парах, работу в больших и малых группах).
4)
Рекомендовать педагогам усилить работу по развитию универсальных учебных действий, в
частности, смысловое чтение, умение контролировать, оценивать процесс и результат своей
деятельности, критическое мышление. В этом направлении целесообразно использовать ресурсы
различных учебных предметов, осуществлять преемственность.
5)
Регулярно проводить диагностические работы в части предметной математической
подготовки и математической грамотности с оценкой динамики образовательных достижений
школьников.
6) Включать в учебный процесс практико-ориентированные задачи, предполагающие несколько
способов и методов решения, в том числе метод осознанного перебора, метод проб и ошибок,
прикидку результата, а также наличие альтернативных вариантов ответов.
7) Организовать на уроках решения контекстных задач и заданий, в которых необходимо
интерпретировать информацию, преобразовывать её и моделировать ситуации её применения в
жизненных ситуациях.
8) На этапе перехода из начальной школы в основную обеспечить преемственность начального
общего и основного общего образования в вопросах создания условий для достижения
обучающимися предметных и метапредметных результатов обучения, включать в учебный
процесс
компетентностно-ориентированные
задания,
предполагающие
несколько
способов/методов решения, в том числе метод осознанного перебора, метод проб и ошибок,
прикидку результата; а также наличие альтернативных вариантов ответа.
Согласно графику контроля качества образования в рамках реализации плана работы по

организации изучения естественнонаучной грамотности в школе был проведен мониторинг
уровня сформированности читательской грамотности учащихся.
Цель диагностической работы: оценка уровня сформированности естественнонаучной
грамотности как составляющей функциональной грамотности учеников 8-9 классов.
Количество учащихся, участвующих в диагностике: 30 человек 8х классов и 21 человек 9х
классов, среди которых 6 человек с ЗПР.
Незначительная часть участников продемонстрировали естественнонаучную грамотность выше
базового уровня. Эти данные означают, что подавляющее большинство будущих выпускников
слабо овладели естественнонаучной грамотностью, слабо готовы различать естественнонаучные
явления в реальной жизни, не овладели исследовательским мышлением. Наименее менее успешно
обучающиеся выполняли задания, требующие применения процедурного типа знания: работа с
данными, демонстрация представлений о естественнонаучных методах исследования.
Выводы
Оценка качества функциональной грамотности в 8-9-х классах позволила обнаружить ряд проблем
в естественнонаучной подготовке обучающихся.
К позитивным моментам можно отнести следующие:
учащиеся в основном демонстрировали готовность к выполнению предложенных им
непривычных заданий (все обучающиеся приступили к выполнению заданий).
учащиеся адекватно воспринимали объединение в одном тесте заданий, относящихся к
разным предметным областям.
учащихся в целом не вызывали серьезных затруднений ни компьютерный формат заданий,
ни достаточно жесткий временной регламент выполнения теста.
Вместе с тем были выявлены следующие проблемы:
учащиеся испытывают значительные затруднения с переносом даже элементарных
естественно-научных знаний на новые ситуации.
учащиеся испытывают затруднения, когда им предлагается кратко описать способ
исследования данного вопроса или предложить экспериментальный способ проверки гипотезы.
многие ответы учащихся, когда в задании предлагается дать объяснение или обоснование,
создают впечатление, что они просто не готовы прилагать серьезные умственные усилия для
более или менее серьезного анализа явления. Они предпочитают давать ответ быстро, спонтанно,
но чаще всего неправильно.
Проведение оценки ФГ позволило выявить ряд дефицитов в подготовке обучающихся: слабое
владение естественнонаучными понятиями и закономерностями; неумение использовать
математические навыки для проведения вычислений; отсутствие сформированных процедурных
знаний об исследовательских процедурах; неготовность применять исследовательский метод в
познании окружающего мира.
Рекомендации
Для повышения естественно-научной грамотности обучающихся и ликвидации дефицитов
необходимы следующие мероприятия:
▪
Изучение опыта исследований в части оценки естественно-научной грамотности
обучающихся.
▪
Совершенствование
методики
преподавания
естественно-научных
дисциплин,
направленной на усиление опытно-экспериментальной составляющей обучения, организацию
лабораторных работ исследовательского характера.
▪
Систематичное использование банка заданий по естественно-научной грамотности как на
уроках, так и во внеурочной работе со школьниками.
▪
В системе повышения квалификации организовать обучение команд учителей разных
естественно-научных предметов, работающих в одной школе, современным подходам по
формированию естественно-научной грамотности учащихся на основе учебных и диагностических
материалов.
▪
Предусмотреть возможности проведения диагностических работ в части естественнонаучной подготовки обучающихся на уровне основного общего образования.
- На уроках естественнонаучной направленности использовать открытый банк заданий для
оценки естественнонаучной грамотности, увеличить количество учебной информации
практической направленности, включая неадаптированные тексты естественнонаучной

направленности в качестве основы для самостоятельного поиска новых знаний, увеличить
количество заданий, направленных на развитие умения объяснять различные явления с
использованием языка наук о природе.
Вывод
Проведённый анализ результатов исследования уровня сформированности функциональной
грамотности по трем направлениям у обучающихся 8 и 9 классов позволяет сделать следующий
вывод: в проведенном исследовании прослеживается тенденция – при средних и достаточных
предметных знаниях и умениях школьники все еще испытывают затруднения в применении их в
ситуациях, близких к реальной жизни, а также при работе с информацией, представленной в
формате, не характерной для большинства отечественных учебников.
Рекомендации:
- Проанализировать результаты обучающихся по каждому виду функциональной грамотности.
- Включать в текущий контроль задания, которые вызвали наибольшие затруднения.
- Развивать навыки функциональной грамотности через применение продуктивных форм и
методов обучения.
Заместитель директора

Т.Н.Смирнова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».