01.09.2023Положение о поурочном планеМБОУ «Калининская школа имени М.К.Чупилко»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛИНИНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.К. ЧУПИЛКО»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «КАЛИНИНСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.К.ЧУПИЛКО» )
Рассмотрено на заседании
педагогического
совета
Протокол № 13 от 28.08.2023 г.

Утверждаю
Директор
Н.В.Кузьмич
Приказ от 01.09. 2023 № 311 -од

Положение о поурочном плане
МБОУ «Калининская школа имени М.К.Чупилко»
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Законом РФ 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и Общероссийского
Профсоюза образования от 16 мая 2016 г. № НТ-604/08/269 «О рекомендациях по сокращению и
устранению избыточной отчетности учителей».
1.2. Положение содержит требования к оформлению поурочного планирования учителяпредметника и разработано с целью определения общих правил оформления и разработки
поурочного планирования в МБОУ «Калининская школа имени М.К.Чупилко»
1.3. Поурочный план – обязательный школьный документ, регламентирующий деятельность на
уроке:
- учителя - по организации учебно-воспитательной деятельности;
- учащихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с
учебной программой.
1.4.В основу поурочного плана
могут браться заимствованные
из различного уровня
методических пособий разработки учебных занятий, соответствующие ФГОС .
1.5. Поурочный план может быть рукописным или
напечатанным, разрешается также
использование планов-конспектов печатных изданий.
Конспект (план, технологическая карта) урока в печатном издании (при условии, что поурочное
планирование, напечатанное в пособии для учителя, относится к конкретному УМК и классу, в
соответствии с ФГОС, выпущенное не ранее 2014г ), в конспектах уроков проставлены даты и
номера уроков, учитель адаптирует конспекты из пособия к познавательным особенностям
данного класса, делает корректировки и заметки).
1.6. Поурочный
план
составляется
учителем
в
соответствии с программой,
государственным стандартом по предмету, на основании рабочей программы и календарно –
тематического планирования по предмету.
1.7. Наличие поурочного плана на каждом уроке является обязательным. Поурочный
план учитель составляет к
каждому уроку.
Все поурочные планы должны соответствовать
эстетике оформления: читаемы, аккуратны. Допускается использование ранее разработанного
плана (в течение трех предыдущих лет), но в таком случае в обязательном порядке делается
необходимая корректировка в конспекте (учитываются особенности класса, уровень знаний,
умений и навыков обучающихся и т.д.).
Молодым педагогам рекомендуется иметь поурочный план в развернутом виде, т.е.
готовят план-конспект урока, желательно иметь план-конспект, разработанный специалистами.
Опытные учителя, которые имеют достаточный опыт педагогической работы, «высшую
квалификационную категорию»,
качественные показатели в учебно-воспитательной
деятельности, методические разработки, могут составлять поурочный план в произвольной
форме в виде конспекта, тезисов, таблицы.

2
Поурочный план должен отражать цели урока, структуру, методы, организационные
формы и способы, которые будут использованы на уроке, необходимый учебный материал,
домашнее задание.
1.8. Администрация школы имеет право не допустить учителя к проведению урока, если у
преподавателя нет поурочного плана.
1.9. Педагогу гарантируется (ст.55 закона 273-ФЗ) право на свободу выбора и использования той
или иной методики обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в
соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательной организацией,
методов оценки знаний обучающихся.
1.10. Основное назначение поурочного плана урока:

определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;

определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном,
предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
общего образования;

постановка задач урока и группировка отобранного учителем содержания учебного
материала, определение последовательности его изучения;
выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации
познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения
обучающимися универсальными учебными действиями
1.11.Учитель имеет право самостоятельно выбрать срок и форму хранения поурочных планов
(день, тема, месяц, семестр, учебный год), однако при проверке необходимо предоставить все
поурочные планы за текущий настоящий день.
2.РАЗРАБОТКА ПОУРОЧНОГО ПЛАНА
2.1.Основными компонентами поурочного плана являются:
- целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его
этапы;
- коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;
- содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной
работы и т. д.;
- технологический: выбор форм, методов и приёмов обучения;
- контрольно-оценочный: использование оценки деятельности учащегося
на уроке для
стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
2.2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.
Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель
носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов:
- познавательного,
- развивающего,
- воспитывающего.
Познавательный аспект связан с требованиями к знаниям, умениям, навыкам учащихся в
изучаемой ими предметной области:
- обеспечить овладение учащимися знаниями с учетом их основных характеристик: полнота,
глубина, осознанность, системность, гибкость, оперативность, прочность.
- формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу
многократного повторения до автоматизма.
- формировать умения – сочетание знаний и опыта их применения, которое обеспечивает
успешное выполнение отдельных действий и деятельности в целом.
На языке требований к результатам обучения ФГОС второго поколения познавательный аспект
можно сформулировать как планируемые результаты обучения в предметной области,
или предметные УД.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков:

3
Регулятивные УУД – действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, элементы волевой
саморегуляции.
Познавательные УУД – общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и
действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД – действия, обеспечивающие социальную компетентность как
компетентность в общении.
Личностные УУД – жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия
смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностносмысловой ориентации, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Воспитательный аспект может быть представлен как личностные УУД, связанные с
процессами смыслообразования и самоопределения школьника в учебной деятельности с
учетом специфики содержания обучения и способов его организации.
Педагогическая цель урока – это представление о том, что должен сделать учитель для
достижения учащимися планируемых результатов обучения.
Необходимое и достаточное требование к формулированию целей как планируемых результатов
обучения – их диагностичность, т.е. обеспеченность объективной методикой для определения
степени достижения целей образования или воспитания.
Цель поставлена диагностично, если:
- дано настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества (знания,
умения, отношения и др.), что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других
качеств личности;
- имеется способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества
личности в процессе объективного контроля его сформированности;
- возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля;существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
2.3. Этапы планирования урока:
- определение типа урока, разработка его структуры;
- выбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных
знаний;
- выделение главного материала, который учащийся должен понять и запомнить на уроке;
- подбор методов, технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и
каждым отдельным его этапом;
- выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального
объема их самостоятельной работы;
- определение списка учащихся, знания, умения и навыки которых будут проверяться;
- определение форм, дифференциации и объёма домашнего задания;
- продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;
- оформление поурочного плана.
2.4. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
• учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их
знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
• подбор разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала,
воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой
ситуации, творческий подход к знаниям;
• дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»;
• определение способов развития познавательного интереса учащихся-«изюминки» урока
(интересный факт, эффектный опыт и т.п.);
• продумывание приемов педагогической техники.
3. ОФОРМЛЕНИЕ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА
3.1. Поурочный план пишется в печатной, набранной на компьютере форме или от руки.
3.2.Поурочное
планирование
содержит
две
основные
части:
формальную
и содержательную.

4
В формальную часть поурочного плана включается следующее содержание:
1. номер урока (применяется сплошная нумерация уроков с целью показа соответствия
количества часов используемой учебной программы и соответствия календарно-тематическому
планированию);
2. дата урока;
4.тема
(при
записи
урока
3. тип урока;
контрольных, лабораторных, практических работ тема указывается, 5. класс, 6. предмет, 7.ФИО
учителя);
6. триединая цель урока (образовательная, воспитательная, развивающая)
по ФГОС:
-планируемые результаты урока: предметные, метапредметные, личностные;
- формируемые УУД : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные;
7. оборудование, ТСО урока ( по усмотрению учителя);
8. этапы урока (названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного
предмета и типа урока).
3.3. Содержательная часть
конспекта включает описание
этапов урока, название,
последовательность и содержание которых зависит от целеполагания.
3.4.Учитель
самостоятельно определяет объем
содержательной части поурочного
плана урока и ее оформления. Выбор формы поурочного плана
зависит от методической
подготовленности педагога, профессионализма и опыта работы. Поурочный план может
быть выполнен по выбору педагога:
- в форме структурно-логической схемы урока;
- в форме плана-конспекта;
-в форме полной методической разработки;
-в форме технологической карты.
3.5.Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:
3.5.1. Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо
активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; способы развития интереса учащихся к
предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся).
3.5.2. Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения; определение
познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и усвоить учащиеся;
самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты
решения проблемы; варианты закрепления изученного материала).
3.5.3. Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды
устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с
учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены).
3.5.4. Рефлексия( чему ребенок научился за урок, подведение итогов)
3.5.5.Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная
работа; дифференциация, объём и сроки выполнения домашнего задания с обязательным
инструктажем по его выполнению).
3.6.
В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны
присутствовать пометки о решении воспитательных задач урока (в соответствии с
воспитательной целью). Пометки учитель делает в словесной форме, либо знаками справа в
отдельной колонке.
3.7. Учитель самостоятельно определяет объём содержательной части поурочного плана и
форму его оформления.
3.8. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия,
последовательность и содержание которых зависит от целеполагания. Их можно распределить в
четыре группы:
 урок «открытия» нового знания;
 урок рефлексии;
 урок построения системы знаний;
 урок развивающего контроля.
3.8.1. Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:

5
3.8.2. Уроки «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов
действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых
элементов.
Уроки «открытия» нового знания имеют следующие этапы:
1) Мотивация к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализации построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторения.
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.
3.8.3. Уроки рефлексии
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии
коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование
собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация
проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов
действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Уроки рефлексии имеют следующие этапы:
1) Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности.
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Локализация индивидуальных затруднений.
4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Реализация построенного проекта.
6) Обобщение затруднений во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторения.
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.
3.8.4. Уроки построения системы знаний
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к структурированию и
систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление
теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Уроки построения системы знаний имеют следующие этапы:
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
3.8.5. Уроки развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к осуществлению
контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

6
Уроки развивающего контроля имеют следующие этапы:
1) Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности.
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Локализация индивидуальных затруднений.
4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
5) Реализации построенного проекта.
6) Обобщение затруднений во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Решение заданий творческого уровня.
9) Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности
4. ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ ПОУРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
4.1.Поурочное планирование должно быть у учителя в момент проведения урока и в течение
текущего учебного дня. На поурочном плане фиксируется дата его проведения.
4.2.Отсутствие у учителя на уроке разработанного им поурочного плана является ненадлежащим исполнением работником его должностных обязанностей.
4.3. Сроки хранения поурочных планов определяются лично учителем.
Содержание данного Положения не противоречит действующему законодательству
Российской Федерации

Ознакомлены с Положением, утвержденном приказом от 01.09.2023г № _311-од:

Смирнова Т.Н.
Смородникова Г.В.
Остапенко Т.И.
Аблялимова Н.М.
Аблялимова Х.Ю.
Левинтант Ж.А.
Ваджипова Ф.Н.
Курсеитова А.Э.
Минаева Э.Р.
Бех Г.П.
Лысаковская Л.В.
Кундузов И.Д.

Смирнов А.В.
Османова С.М.
Кротовская И.М.
Литвин Л.С.
Трофимчук Д.С.
Султанова Ж.С.
Григорьева Л.Н.
Ляшко Е.Н.
Новикова Н.Ф.
Кулик Н.Н.
Гончаренко О.А.
Халилова А.Э.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».